Приучаем ребенка к горшку - акт гигиены или формирование характера? Когда начать вырабатывать у малыша навыки чистоплотности? На этот вопрос все родители отвечают по-разному, но, как правило, начинают реализовывать данный педагогический этап, когда ребенку от 1 до 3 лет. При этом одни из них озабочены исключительно быстрым достижением своих целей, другие же, напротив, не торопятся, считая, что все само собой сформируется. Можно подумать, что это всего лишь разные стили родительского влияния и что, в конце концов, и одни и другие придут к общему знаменателю? Однако, если попробовать рассмотреть этот вопрос чуть глубже, станет ясно, что речь идет не просто о приучении к чистоте, а о закладывании базовых черт в характере ребенка.
Возраст от 1,5 до 3 лет, по психоаналитической теории, соответствует так называемой анальной стадии развития. На этой стадии ребенок испытывает чувственное удовольствие от тепла стула, подмывания, задерживания и выталкивания кала. Кроме того, малыш интересуется своими испражнениями, ведь это - его первая продукция (как ни забавно это звучит). Сразу замечу, что когда мы говорим о "чувственном удовольствии" в применении к детям, нужно помнить, что это явления несколько иные, чем у взрослых. Просто маленькие дети познают мир через чувства, среди которых самое сильное - то, что взрослые именуют "эротическим".
Итак, что же означает для маленького мальчика или девочки начало приучения к горшку? Это первое вторжение окружающего мира со всеми его требованиями и запретами в жизнь ребенка. До этого момента все его существование подчинялось реализации его потребностей, а теперь вдруг родители стали требовать, чтобы освобождение от стула происходило определенным образом. Именно с этого момента мы можем говорить о начале формирования в малыше таких структур личности, как "Эго" (или "Я") и "Суперэго" (или "СверхЯ"). Эго - это часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить наши желания с учетом ограничений, налагаемых самим внешним миром, а Суперэго - это приобретенная система норм и ценностей, принятых в социальном окружении. Попросту говоря, начинает формироваться та внутренняя цензура, которая во взрослом возрасте не дает нам совершить то, что нам хочется, если мы считаем результат недостижимым, вредным для нас или предосудительным. Думаю, всем хорошо известно воздействие этой цензуры на свои собственные поступки. Однако не все знают, что основы ее формирования закладываются в столь нежном возрасте, а ее "сила" во многом определяется стилем педагогического вмешательства в процессе приучения к горшку. Конечно же, таких стилей может существовать множество, но чтобы стали понятны векторы воздействия, рассмотрим крайние из них.
В случае, если родители уделяют очень большое внимание "туалетным вопросам", слишком настойчивы в своих требованиях, применяют наказания, то велика вероятность, что это породит в их ребенке такие свойства характера как жадность, чрезмерная аккуратность, педантичность, а также упрямство. Почему именно эти черты? Легко понять, если вспомнить, что развитие ребенка всегда идет извне вовнутрь. Так слишком жесткая цензура родителей со временем превращается в суровую собственную внутреннюю цензуру, а пренебрежение потребностями малыша - в аналогичное игнорирование чужих желаний, когда он станет взрослым.
Теперь рассмотрим второй крайний вариант. Если родители попустительски относятся к "туалетным проблемам" ребенка, совсем не пытаются приучить его к навыкам чистоплотности, то их малыш, скорее всего, вырастет щедрой и даже творческой личностью, однако будет также отличаться крайней непунктуальностью и неаккуратностью.
Как же строить свое воздействие на ребенка в этом вопросе? Истина, как всегда, лежит посередине. Надеюсь, что быть разумными в выполнении этой педагогической программы вам помогут любовь к ребенку, родительское чутье, а также несколько советов-заметок. Приучая своего малыша к горшку, помните:
То, что вызывает у взрослых брезгливость, для ребенка в описываемом возрасте - предмет интереса и творческой радости. Если Вы будете слишком акцентировать внимание на чувствах и словах, выражающихся междометием "Фу", то это может не только отбить у ребенка желание что-то создавать самому, но и негативно повлиять на его самооценку, так как он начинает переживать это "Фу", как относящееся к себе.
Способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам. Если ребенка слишком рано высаживают на горшок, то уже этим предъявляют ему требования, не соответствующие его физическим и психологическим возможностям. А если родители к тому же строго добиваются выполнения этих требований, то такая ситуация вызовет у ребенка протест и раздражение, но хуже того - страх от невозможности соответствовать желаниям родителей, боязнь из-за этого потерять их любовь. Подобные страхи, особенно в сочетании с каким-либо неблагополучием в семье, могут привести к нарушениям психического развития ребенка.
Дети всегда хотят быть хорошими и соответствовать ожиданиям родителей, поэтому если Вы будете настаивать на быстром и раннем приучении к горшку, то Ваш сын или дочь будут стараться выполнить Ваши требования. Осталось только понять, какой ценой. Помимо уже рассмотренных страхов и соответствующих черт характера хочется еще отметить, что, вытесняя анальные влечения, дети часто "застревают" в этой фазе развития. Соответственно, вместо того, чтобы пройти с Вашим ребенком этот этап и двинуться дальше (на преодоление новых кризисов и получение новых навыков), Вы вместе с ним будете еще долго переживать его борьбу за автономию и за удовлетворение его потребностей. Но, кроме того, вытесненные влечения могут получить неожиданный выход в бессознательные фантазии, что опасно в данном случае развитием различных садистских или мазохистских наклонностей.
Искренне надеюсь, что в Вашей семье столь важный "горшочный" этап пройдет благополучно. Если же Вы, как думающий родитель (что, несомненно, если Вы читаете эту статью), увидите какие-либо сложности в общении с ребенком в данный период, то пишите нам в "Психологическую консультацию" или на мой адрес.
Ломтева Татьяна Александровна, психолог